Изделия златоуста

Почти 200 лет существует на Урале, в центре металлургического производства России уникальный художественный промысел - Златоустовская гравюра. Поэтичное название, данное промыслу по месту производства, удивительно точно передает своеобразие искусства уральских мастеров, вызывая ассоциации с изысканностью и роскошью золоченого декора на стали. Город Златоуст был основан в XVIII столетии, когда после реформ Петра I, Урал, с его богатыми недрами активно осваивался промышленниками. В 1754 году, в южной части Уральских гор, в районе, именуемом ныне Челябинской областью, по указу Берг-коллегии, подписанному императрицей Елизаветой Петровной, был построен новый Златоустовский завод. Название заводу, дал его основатель, представитель семьи тульских промышленников, Иван Перфильевич Мосолов, подписав контракт о строительстве, накануне своих именин в честь святого Иоанна Златоуста. В XIX веке город Златоуст превратился в крупнейший в России центр железоделательного производства. По указу Александра I в 1815 году здесь была основана Златоустовская оружейная фабрика, а в 1817 году приглашены немецкие мастера из известных оружейных центров Германии Золингена и Клингенталя для обучения русских художников приемам украшения оружия. Воспринятая златоустовскими мастерами техника гравировки на стали и техника золочения через огонь, в ближайшие годы получила свое необычайно яркое, самобытное воплощение в работах русских художников. В отличие от сдержанного, изысканного декора немецких оружейников, русские мастера, щедро заполняли орнаментом всю поверхность металла. Особенно искусно украшалиcь клинки. На них располагались многофигурные сюжетные композиции c батальными сценами, посвященными событиям русско-турецкой войны, войны 1812 года, а также сцены охоты, сюжеты из античной мифологии, аллегорически прославляющие военную доблесть и мужество. Смелость композиционного решения, разнообразие сюжетов, пышность художественной отделки, в то же время, выверенность каждой детали декора, удивительная согласованность и гармония рисунка – вот отличительные черты златоустовской гравюры. Именно тогда, в первой половине XIX столетия были заложены основы Златоустовского промысла и задана высочайшая планка художественного мастерства. Легендарный мастер завода, прототип вдохновенного сказа П. Бажова «Иван Крылатко» - Иван Бушуев, за свою недолгую жизнь (34 года) создал уникальные произведения, ставшие эталоном златоустовского промысла, а его излюбленный мотив гравировки - летящий крылатый конь Пегас, уже в ХХ веке, в 1966 году, был включен в эмблему города Златоуст. Последней работой художника, стал комплект детских рыцарских доспехов "Древнее вооружение» для 12-летнего наследника престола, будущего императора Александра II. Используя все известные техники украшения металла: травление, синение, чернь, позолоту, просечку (сквозные ажурные узоры), огранку, уральские мастера во главе с Иваном Бушуевым изготовили настоящие рыцарские доспехи, являющиеся подлинным шедевром мирового оружейного искусства.

Златоустовское оружие славилось не только своим художественным оформлением, но и твердостью, отточенностью клинка. Благодаря исследованиям выдающегося русского металлурга Павла Петровича Аносова, в Златоусте была восстановлена технология изготовления булатной стали, производимой с древних времен на Востоке.

Полученная Аносовым сталь, названная ученым «русским булатом» обладала уникальными характеристиками, известно, что клинки из аносовского булата рассекали подброшенный в воздух платок и резали тугоплавкую сталь.

П. П. Аносов, будучи директором оружейного завода, большое внимание уделял поискам новых технологий украшения клинков. Мастера завода выезжали на Кавказ для обучения трудоемкой технике чеканки, насечки серебром и золотом (техника насечки очень сложная и кропотливая: в металле выбивается тончайший углубленный узор, который заполняется золотой или серебряной проволкой и заклепывается), обучались технике наведения черни на серебро в Петербурге, сотрудничали с мастерами-камнерезами, украшая ножны и эфесы уральскими самоцветами. Великолепно украшенное «Жалованное оружие» Златоуста ценилось во всем мире, завоевывало награды на международных выставках, стоило очень дорого и нередко преподносилось в качестве дипломатических подарков влиятельным лицам и императорским особам.

Уральский промысел активно развивался, в 1840-е годы оружейная фабрика приступила к изготовлению бытовых изделий. Особым спросом пользовались гравированные столовые приборы, портсигары, ножи для бумаги, охотничьи ножи, спичечницы и топорики. В украшении бытовой утвари нередко применялись поделочные камни. Наряду с уникальными работами, украшенными в технике глубокого травления и золочения, насечки по синему, тушированному фону с тончайшей проработкой поверхности металла, во второй половине XIX века в Златоусте используют механические способы нанесения декора – гальванопластику, штамбовку (способ печатанья рисунка на стальных заготовках с помощью специальной мастики). Это позволило выпускать бытовые изделия, украшенные гравировкой массово. За двухсотлетнюю историю у промысла были трудные периоды, взлеты и падения, выпуск массовой продукции снижал отчасти художественный уровень изделий, однако техника гравюры постоянно развивалась, талантливые художники и технологи Златоуста выявляли все новые и новые технические и стилистические приемы украшения металла, расширяя ассортимент выпускаемой продукции. В советское время было сделано много наградного оружия, которое преподносилось в дар иностранным гостям, выдающимся полководцам и Героям Советского Союза, в большом количестве выпускались бытовые изделия. Яркой страницей в истории промысла стало изготовление декоративных панно. На стальных пластинах изображались пейзажи, индустриальные мотивы, лирические сцены, репродуцировались знаменитые картины. Художники открыли богатейшие возможности гравюры при переносе декоративных и реалистических композиций на металл. Использование никелевых тонов и широких плоскостей глубокого чернения, синения, золочения разных оттенков значительно обогатило цветовую палитру гравюры, позволило передавать глубину пространства, добиваться большой декоративности и выразительности композиций.

Сегодня уральский промысел переживает подъем, помимо массовой продукции в большом количестве создаются уникальные произведения, выполненные в лучших традициях Златоустов- ской гравюры на стали. Художественно-оформленное оружие, произведения декоративно-прикладного искусства разнообразны по формам и художественному убранству - арсенал декоративных приемов украшения металла у художников Златоуста неисчерпаем.