Темперные иконы

Икона - это живописное изображение, представляющее в художественных образах духовные истины православия. Приняв христианство, Древняя Русь наследовала традиции византийской иконописи, которая за свою тысячелетнюю историю выработала особую художественную систему, позволяющую с необычайной глубиной и ясностью воплощать в живописных образах христианское слово. Икона представляет собой отдельный мир, созданный художником, в котором события и лица Священного Писания, сюжеты апокрифов и жития святых предстают в неповторимых по красоте и гармонии образах. В иконе изображается божественная суть вещей, в ней Слово и Образ слиты воедино. «В линиях и красках иконы мы имеем красоту преимущественно смысловую» - писал в начале ХХ века философ Евгений Трубецкой. Само появление иконы в христианстве имеет глубокий сакральный смысл. Божественный образ был явлен в мир Иисусом Христом. Возможность изобразить Христа, представить его «по плоти» была подтверждением этого свершившегося ради людей акта Боговоплощения. В византийском искусстве, а впоследствии в искусстве Древней Руси создавались художественные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяющее, божественное начало в облике Христа, Богоматери, персонажей Священной истории. Иконы писались по определенному канону (правилу), освященному церковной традицией. В изображении человека основное внимание уделялось лику (лицу), сама фигура писалась бесплотной, как бы парящей в воздухе. Фон, пейзаж, архитектура исполнялись условно.

Икона понималась как окно в сакральный мир, где каждый элемент пространства глубоко символичен и отличим от земного. При написании икон художники используют обратную перспективу. Предстоящий перед иконой как бы вовлекается в иное, простирающееся вширь пространство. Цвет в иконе также символичен. Чистые и яркие краски иконописи символизируют сияние преображенной, озаренной Божественным светом материи. Золотые и охристые фона - это свет небесный. Ассисты (золотые лучи) на одеждах Богородицы, Христа и святых, символизируют нетварный Божественный Свет. Красный цвет - символ Воскресения, победы жизни над смертью, это цвет крови и мучений, Христа, символ животворной энергии и любви. Пурпурным цветом часто пишутся одежды Спасителя и Богоматери. В Византии это был цвет Царственной особы, владыки Бога на земле. Белый цвет - цвет чистоты и святости. Синий - цвет небесной сферы, символ иного, вечного мира. Матерь Божия изображается на иконах в синих или вишневых одеждах, цвета которых означают соединение Земного и Небесного Мира. Зеленый цвет – цвет жизни, юности, цветения, надежды и вечного обновления. Коричневый – цвет земли, цвет всего временного и тленного. Этими цветами писался позем (обозначение земли) на иконах. В лучших своих произведениях художники-иконописцы добивались удивительной мягкости силуэтов, прозрачности тонов, гармоничного сочетания ярких красок. Одухотворенность ликов, гармония красок и форм передает в иконе ту божественную любовь, то умиротворение и покой, которую несет мудрость Божия.