Холуй

Холуй – село в Ивановской области, один из прославленных центров лаковой миниатюры России, где и сегодня работают талантливые мастера, создающие уникальные произведения. Восхищаясь сказочной красотой и тонкой гармонией миниатюр на папье-маше, невольно задаешься вопросом, как сложилось, что в небольшом селе недалеко от Москвы появилось столь живое и поэтичное народное искусство, традиции которого продолжает уже ни одно поколение художников. Известно, что поселение Холуй возникло в XIII веке, во время монголо-татарского ига, когда жители из разоренных городов Владимира и Суздаля, скрываясь от монголо-татар, поселились в глуши лесов на берегу реки Тезы. По-видимому, рыболовство было первым промыслом этих мест. Слово «Холуй» (с ударением на первый слог) означало на Руси, согласно толковому словарю В. И. Даля, плетень из прутьев, (сетку), которым перегораживали реки для ловли рыбы. Согласно архивным данным, традиции иконописи были заложены здесь в XVII веке монахами Троице-Сергиевой лавры, обучавшими первых мастеров-иконописцев. С тех пор, иконы писались в Холуе в большом количестве. Удачное расположение Холуя на перекрестке торговых путей благоприятствовало развитию иконописного промысла, который стал одним из основных источников доходов холуян. Несколько раз в год здесь устраивались ярмарки, где продавались как высокохудожественные произведения иконописи, так и дешевые расхожие иконы, которые развозились по всем губерниям России. После Октябрьской революции 1917 года иконописные мастерские в Холуе были закрыты и художники оказались в тяжелом положении.

Но вот, в располагающихся недалеко селах Палех и Мстера, мастера-иконописцы стали создавать композиции со светскими сюжетами на шкатулках из папье-маше. По примеру соседей художники Холуя открыли для себя новый вид декоративно-прикладного искусства. В 1934 году здесь была создана художественная артель по производству лаковой миниатюры. Постепенно, лаковая миниатюра Холуя выработала свой стиль, обрела собственные художественные традиции и была признана в России и за рубежом. Ведущими в творчестве художников-миниатюристов стали темы русского фольклора, образы старины, русских сказок и былин. Классикой холуйской миниатюрной живописи стали ларцы В. А. Белова «Русские богатыри», «Сказка о мертвой царевне», шкатулка В. А. Белова и В. И. Фомина «Уральские сказы» по произведениям П. И. Бажова, «Слово о полку Игореве» Н. И. Бабурина, «Песнь о вещем Олеге» Б. И. Киселева. Глубокое знание техники темперной живописи, многовековая иконописная традиция и неиссякаемое народное творчество служат той питательной основой, на которой живет и развивается художественный промысел Холуя. Сама природа этих мест, Теза, с ее весенним половодьем, раскрывающиеся вдаль просторы, заливные луга, пронзительная красота Троицкой церкви, отражающийся в воде – все это, несомненно, вдохновляет художников. Празднично-нарядное искусство Холуя отличается от других центров динамичностью композиций, жизнеподобием, насыщенностью сцен, звучностью красочной палитры, подчеркнутой нередко черным фоном. Миниатюры выполнялись и выполняются на высочайшем художественном уровне. Можно бесконечно всматриваться в изображение, погружаясь в сказочный мир Холуя, с наслаждением отмечая тончайшие детали виртуозной живописи, столь же камерной, сколь и возвышенно-величавой.