Палех

Палех – небольшой поселок, расположенный в Ивановской области. Дореволюционная история Палеха связана с иконописанием. Однако, в связи с запретом иконописания в России, после 1917 года палехским мастерам пришлось искать новые формы выражения своего творческого потенциала. Первые палехские миниатюристы в прошлом были иконописцами. Среди них были И.И. Голиков, И.П. Вакуров, А.В. Котухин. Их первые работы на папье-маше заинтересовали видного искусствоведа А.В. Бакушинского, который в дальнейшем способствовал становлению школы лаковой миниатюры в Палехе. Бывшие иконописцы не отказались от привычной техники письма – темперными красками с применением твореного золота. Палешские мастера отошли от традиций лаковой миниатюры Федоскино, впервые используя черный фон для росписи изделий из папье-маше. В первые годы существования артели, самыми популярными сюжетами для письма были народные мотивы - «тройки», «гадания», «чаепития», «парочки» и т.д. Мастерам удачно удалось объединить живописные композиции с формой миниатюрных шкатулок, пудрениц, ларцов и т.д.

Одним из основоположников этой школы лаковой миниатюры считается И. И. Голиков – он был одним из самых выдающихся миниатюристов того времени. Его излюбленными работами были изображения коней, битв и троек. Талантливый художник умело использовал декоративные возможности фона, материала и формы предмета.

В 1924 году бывшие иконописцы создали «Артель древней живописи», которая со временем превратилась в талантливый коллектив. В 30-е годы диапазон творчества художников необычайно расширился. Теперь в произведениях часто присутствуют русские песни, былины, сказки, бытовые сцены из жизни крестьян, песенные и исторические сюжеты, пейзажи. В 1933 году была открыта Палехская художественная школа. В 60-70-е гг. в Палехе начало работать много выдающихся художников, в следствие чего, произошел расцвет палехской миниатюры. В те времена в творчестве школы усилились реалистические тенденции, выраженные стремлением многих художников к внешнему правдоподобию сюжета. Однако следующие поколения миниатюристов стремились к возрождению традиций, которые были созданы основоположниками палехской миниатюры.

Лиричность и фольклорность образов отличают многие произведения палехской миниатюры. Работам художников этой школы свойственно нанесение плавных линий, изображение пластичных образов и использование ярких цветов. У представителей данной школы есть свои отличительные черты написания работ: узорчатый стиль письма, использование черного фона, яркая цветовая палитра и удлинение фигур, подобно иконописным образам.

Современные палехские художники обогаща­ют творческое наследие своего знаменитого про­мысла, решая новые художественные задачи.